Реставрация металла

Известный объект культурного наследия дом Эпштейна в Гусятниковом переулке, построенный в 1912 году, в готическом стиле, архитектором Дубовским В. Е. более ста лет «охраняла» скульптура одинокого рыцаря.  Массивная фигура рыцаря, облаченного в латы, со шлемом на голове, мечом и щитом в руках, расположенного под готическим козырьком и свысока осматривающего

каждого проходящего мимо, была отличительной чертой Гусятникова переулка, и тем ответственней был выбор специалистов для комплексной реставрации этого символа «старой Москвы».

     При первом визуальном осмотре выяснилось, что состояние «Рыцаря» было плачевным. Наши специалисты выявили нарушение конструктивной прочности памятника, которая проявлялась в выраженном изменении геометрии отдельных частей конструкции. Также вследствие долгого нахождения «Рыцаря» без реставрации, были утрачены элементы несущей конструкции скульптуры, некоторые ее фрагменты имели механические повреждения. Крепежные элементы скульптурной композиции подверглись активной коррозии и фактически рассыпались. Скульптурная композиция была смещена относительно стены, также была нарушена защитная конструкция верхней части скульптуры, которая отвечала за защиту от попадания в композицию каких-либо посторонних предметов, из-за чего в открывшемся пространстве селились птицы. В скульптуре отсутствовали дренажные отверстия, для отвода избыточной влаги, также имелся коррозионный износ видимых частей, а именно правого сапога, меча, расслоение поверхностного покрытия постамента. На самой скульптуре было выявлено множественное разрушение и опасная коррозия козырька, выполняющего роль крыши для памятника и защищающего его от осадков.

     Итоговым вердиктом по состоянию скульптуры стало то, что памятник был сильно загрязнен, имелись опасные следы коррозии металла, были выявлены утраты, сколы, разрывы на скульптуре и козырьке. Декоративно-защитный элемент козырька был серьезно деформирован, с нарушением геометрии элементов. Вывод был ясен: если бы памятник не отреставрировали в ближайшее время, то Москва могла недосчитаться важного объекта культурного наследия столицы.

     Нашими сотрудниками была проведена уникальная работа по реставрации статуи «Рыцаря». На всех этапах работы проводилась фотофиксация исторически значимого объекта, с целью сохранения первоначального облика скульптуры. Демонтаж «Рыцаря» был проведен с чрезвычайной осторожностью, для того, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение обветшавших частей памятника, с применением механических подъемных устройств и специальной техники. Была произведена тщательная расчистка статуи от старых лакокрасочных покрытий, локализация и удаление очагов коррозии. Нашим коллективом реставраторов были исправлены все деформации, осуществлена пайка разрушенных швов между сегментами скульптуры. Каркас козырька был значительно усилен, произведена замена кровельного покрытия.

  Наши специалисты провели доскональное дефектологическое и историческое обследование, с целью воспроизведения утраченных фрагментов в материале оригинальной скульптуры. По данным лабораторных исследований был определен химический состав материала, из которого состоит памятник, это 94% цинка и 6% свинца. Был произведен выверенный монтаж восстановленных фрагментов в единую гармоничную композицию. Реставраторы по металлу  изготовили и воссоздали разрушенные элементы декоративных гирек, произвели патинировку цинкового сплава. Также было проведено исследование и восстановлена конструкция каркаса, с предусмотренной для крепежа на место постоянной экспозиции ответной частью. Скульптуру обработали современными надежными ингибиторами коррозии с нанесением долговременного защитного слоя.

     Произведено нанесение на памятник культуры защитно-декоративного покрытия с учетом полной исторической равнозначности. Наша компания изготовила уникальные монтажные элементы и после аккуратной доставки статуи к месту ее экспозиции, был произведен тщательный монтаж памятника, с применением современных механических подъемных устройств и спец. техники. Результатом нашей кропотливой работы стало восстановление скульптуры «Рыцарь» в подлинном ее состоянии.

Скульптура «Меркурий» была создана в 1978 году известным российским скульптором Вячеславом Клыковым по мотивам статуи «Летящий Меркурий», созданной во второй половине XVI века итальянским ваятелем из Фландрии Джамболоньи (Жан де Булонь, 1529—1608г.г.), но установлена перед Центром международной торговли только в 1982. Работы Клыкова находятся на всей территории России и за рубежом. Без них уже невозможно представить многие города. Он создал свыше двухсот памятников, мемориальных досок

и памятных крестов, но известность ему принесли, прежде всего, оформление Центрального детского музыкального театра (1979) и создание скульптуры Меркурия. Издавна изображение юного Меркурия почиталось торговцами в Европе. Меркурий — в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли. Его привыкли видеть с жезлом кадуцеем в руках, в шлеме и сандалиях с крылышками и денежным мешочком. Особая выразительность фонтана «Меркурий» в Москве заключается в композиционном решении: бронзовая фигура связана с опорой лишь в одной точке — ступне. Эта поза передает состояние стремительного полета, в который отправляется Меркурий «в землю ударяя крылатой ногой».

      Скульптура «Меркурий» состоит из трёх сегментов: непосредственно сама фигура, бронзовая стела с золочёным шаром и фонтан. Погодные условия сильно сказались на состоянии памятника: из-за массивности композиции и сильных ветровых нагрузок в конструкции памятника появились трещины, шов между скульптурой и шаром оказался разгерметизирован. Реставрация памятника проводилась без его демонтажа. Поскольку сама фигура находится очень высоко, то были установлены леса, а в работе были задействованы специальные машины для работы на высоте. В начале работ с помощью эндоскопа через проделанные технологические  отверстия провели исследование внутренней конструкции памятника и диагностировали сохранность несущей конструкции. Бронзовая поверхность скульптуры имела активные окислы, позолота утрачена, имелись многочисленные трещины и разрывы бронзы. При производстве реставрационных работ нашими специалистами была восстановлена позолота в средней части скульптуры – на шаре, и в верхней части – на жезле, расчищены бронзовые элементы от окислов, трещины и швы были заварены и покрыты консервационным составом. После реставрации скульптура вновь обрела экспозиционный вид. 

Скульптурная композиция «Требуем мира!» легендарного советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, чьи работы были известны далеко за пределами СССР, была создана как живой отклик на войну, вспыхнувшую в 1950 году в Корее и одновременно воззвание к всеобщему миру. Выполненная из бронзы методом литья,

с дальнейшей прочеканкой и патинировкой, композиция предназначалась для конференций мира.

     Композиция включает шесть фигур: темнокожий, китаец и россиянин идут по поверженным фашистским знаменам, сбоку расположены фигуры инвалида и матери с мертвым ребенком на руках, а возглавляет шествие женщина, с руки которой слетает голубь - символ мира. Памятник был установлен в районе ВДНХ в Москве. После расширения проспекта Мира композицию отправили в Парк искусств «МУЗЕОН» и только спустя 20 лет начали ее реставрацию.

     В Парке искусств «Музеон» скульптурная композиция находилась в разрозненном состоянии. Три фигуры с большей частью плинта пылились в запасниках музея. Три фигуры второго плана стояли в основной экспозиции парка, причем полностью отсутствовала конструкция подиума и основание к нему.       

     Осенью 2012 года при финансовой поддержке Департамента культуры города Москвы начались работы по реставрации памятника специалистами нашей компании.

     При первичном осмотре нашими реставраторами было выявлено, что памятник находился в аварийном состоянии. На всех фигурах из запасников имелись сильные загрязнения атмосферного и антропогенного характера, видимые дефекты и повреждения механического характера в виде затиров, деформации формы и утрат, а также опасные очаги коррозии и множественные утраты авторской патинировки.  В частности на фигуре женщины с ребенком отсутствовала правая рука с взлетающим голубем, у младенца, которого женщина держит на руках, отсутствовала правая нога. На фигуре женщины-кореянки, держащей  убитого младенца на руках, были сильные деформации в области рук, опоясывающие трещины и разломы в области предплечья и туники, что привело к искажению формы фигуры. Фигура второго младенца, лежащего у женщины на руках, была лишена левой руки и имела опоясывающий разлом левой ноги в области щиколотки. У фигуры однорукого мужчины на вытянутой правой руке не хватало мизинца. Сам плинт скульптурной композиции был в демонтированном виде, болтовые соединения отсутствовали, многие проушины порваны, наблюдались многочисленные деформации плоскостной поверхности плинта, разрывы и деформации от ударов в местах крепления к нему фигур, некоторые фрагменты плинта были утрачены.

     Время не пощадило и три мужские фигуры второго плана, на них были многочисленные атмосферные и антропогенные загрязнения, наблюдались множественные очаги коррозии и утраты тона и цвета авторской патинировки. Наши реставраторы  выявили цветотоновое и тактильное различие поверхностей скульптур фронтальной группы и фигур второго плана.

     Силами нашей компании была проведена уникальная работа по восстановлению скульптурной композиции «Требуем мира!». С чрезвычайной осторожностью был исполнен демонтаж памятника с применением специальной техники, была проделана тщательная химическая и механическая расчистка поверхности памятника, после чего наши специалисты полностью устранили сложнейшие деформации скульптуры. После проведения рентгено-флуоресцентного анализа, был точно определен химический состав скульптурной композиции. Реставраторы осуществили сложнейшую работу по восстановлению утраченных частей скульптуры. Совместно с грамотным применением иллюстрационного материала, были найдены оригинальные формы в запасниках Русского музея. Отливали утраченные части опытные литейщики, подобрав сплав металла близкий к оригинальному составу. Усилиями наших реставраторов была реализована точнейшая опиловка изготовленной модели и последующий монтаж восстановленных фрагментов в единую композицию. Художники-реставраторы металла провели прочеканку швов в установленных деталях памятника, с дальнейшим крацеванием поверхности скульптуры. Параллельно был отлит бетонный постамент, впоследствии его облицовали искусственно состаренными листами металла, на который была установлена вся композиция. И после нанесения защитно-декоративного покрытия с учетом полнейшей исторической равнозначности был произведен монтаж скульптурной композиции на место ее постоянной экспозиции в Парке искусств «Музеон», где этот памятник культуры будет продолжать напоминать всем посетителям о важности сохранения Мира на нашей планете!

Высокая кованая решетка, обрамляющая территорию надгробия Н.Л. Тарасова на Армянском кладбище, является уникальным произведением, выполненным в Венеции по рисункам скульптора Н.А. Андреева в 1911-1922 г.. Одиннадцать двухметровых секции ограды заполнены тончайшим ажурным рисунком из кованых прутков стали.

Секции ограды поступили на реставрацию в аварийном состоянии,

капитальная реставрация ранее не проводилась. Большое количество элементов декоративного заполнения была полностью утрачена вследствие коррозионного разрушения либо в процессе бытования. Сохранившаяся часть ограды требовала колоссальных усилий по восстановлению – каркасы решеток были деформированы, истончены и частично разрушены, крепежные соединения находились в аварийном состоянии, что привело к значительному уклону ограды, разрывам и, как следствие, утратам большого количества фрагментов.

Реставраторы провели огромную работу по восстановлению металлической ограды. Секции были тщательно расчищены от слоя ржавчины. Работы параллельно велись в двух направлениях – укрепление и восстановление внешнего каркаса и соединительных элементов секций, а также реставрация и восполнение утрат внутреннего художественного заполнения. Восстановление рисунка были выполнено методом ковки по сохранившимся аналогам с других секций.

Изготовленные фрагменты монтировались на крепежные элементы, максимально приближенные к старинным – в одних местах использовались хомуты, в других клепочные соединения. После того как все элементы ограды были отреставрированы, все секции были покрыты защитным лакокрасочным покрытием и смонтированы на прежнее историческое место. Было очень увлекательно работать с таким сложным и интересным памятником.

Реставрация металла

Наша компания оказывает услуги по реставрации художественных изделий из металла, какого масштаба бы они ни были: будь то небольшая настольная скульптура, коллекционное оружие или большой памятник.

Специалисты работающие у нас - это команда с богатым практическим опытом реставрации художественного металла, от предметов частных коллекций до музейных экспонатов.

По нашей практике при реставрации изделий из металла могут выполняться следующие операции (окончательный перечень работ будет зависеть от состояния реставрируемого предмета, техники его изготовления, материала):

  • Предварительная расчистка с использованием ПАВ составов
  • Химическая и электро-химическая расчистка
  • Выявление и локализация очагов коррозии
  • Химико-механическая обработка очагов коррозии
  • Консервация очагов коррозии
  • Исправление механических деформаций (по возможности)
  • Восстановление утрат (по возможности)
  • Восстановление авторской патинировки, золочения, серебрения
  • Окончательное приведение предмета в экспозиционный вид
  • Консервация экспоната
[13:11, 03.10.2019] Павел Пофр 2: [13:15, 03.10.2019] Павел Пофр 2: