Реставрация скульптурной композиции «Требуем мира!»

 

 Скульптурная композиция «Требуем мира!», скульптор В.И. Мухина, 1950 год

 

    Скульптурная композиция «Требуем мира!» легендарного советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, чьи работы были известны далеко за пределами СССР, была создана как живой отклик на войну, вспыхнувшую в 1950 году в Корее и одновременно воззвание к всеобщему миру. Выполненная из бронзы методом литья,

с дальнейшей прочеканкой и патинировкой, композиция предназначалась для конференций мира.

     Композиция включает шесть фигур: темнокожий, китаец и россиянин идут по поверженным фашистским знаменам, сбоку расположены фигуры инвалида и матери с мертвым ребенком на руках, а возглавляет шествие женщина, с руки которой слетает голубь - символ мира. Памятник был установлен в районе ВДНХ в Москве. После расширения проспекта Мира композицию отправили в Парк искусств «МУЗЕОН» и только спустя 20 лет начали ее реставрацию.

     В Парке искусств «Музеон» скульптурная композиция находилась в разрозненном состоянии. Три фигуры с большей частью плинта пылились в запасниках музея. Три фигуры второго плана стояли в основной экспозиции парка, причем полностью отсутствовала конструкция подиума и основание к нему.       

     Осенью 2012 года при финансовой поддержке Департамента культуры города Москвы начались работы по реставрации памятника специалистами нашей компании.

     При первичном осмотре нашими реставраторами было выявлено, что памятник находился в аварийном состоянии. На всех фигурах из запасников имелись сильные загрязнения атмосферного и антропогенного характера, видимые дефекты и повреждения механического характера в виде затиров, деформации формы и утрат, а также опасные очаги коррозии и множественные утраты авторской патинировки.  В частности на фигуре женщины с ребенком отсутствовала правая рука с взлетающим голубем, у младенца, которого женщина держит на руках, отсутствовала правая нога. На фигуре женщины-кореянки, держащей  убитого младенца на руках, были сильные деформации в области рук, опоясывающие трещины и разломы в области предплечья и туники, что привело к искажению формы фигуры. Фигура второго младенца, лежащего у женщины на руках, была лишена левой руки и имела опоясывающий разлом левой ноги в области щиколотки. У фигуры однорукого мужчины на вытянутой правой руке не хватало мизинца. Сам плинт скульптурной композиции был в демонтированном виде, болтовые соединения отсутствовали, многие проушины порваны, наблюдались многочисленные деформации плоскостной поверхности плинта, разрывы и деформации от ударов в местах крепления к нему фигур, некоторые фрагменты плинта были утрачены.

     Время не пощадило и три мужские фигуры второго плана, на них были многочисленные атмосферные и антропогенные загрязнения, наблюдались множественные очаги коррозии и утраты тона и цвета авторской патинировки. Наши реставраторы  выявили цветотоновое и тактильное различие поверхностей скульптур фронтальной группы и фигур второго плана.

     Силами нашей компании была проведена уникальная работа по восстановлению скульптурной композиции «Требуем мира!». С чрезвычайной осторожностью был исполнен демонтаж памятника с применением специальной техники, была проделана тщательная химическая и механическая расчистка поверхности памятника, после чего наши специалисты полностью устранили сложнейшие деформации скульптуры. После проведения рентгено-флуоресцентного анализа, был точно определен химический состав скульптурной композиции. Реставраторы осуществили сложнейшую работу по восстановлению утраченных частей скульптуры. Совместно с грамотным применением иллюстрационного материала, были найдены оригинальные формы в запасниках Русского музея. Отливали утраченные части опытные литейщики, подобрав сплав металла близкий к оригинальному составу. Усилиями наших реставраторов была реализована точнейшая опиловка изготовленной модели и последующий монтаж восстановленных фрагментов в единую композицию. Художники-реставраторы металла провели прочеканку швов в установленных деталях памятника, с дальнейшим крацеванием поверхности скульптуры. Параллельно был отлит бетонный постамент, впоследствии его облицовали искусственно состаренными листами металла, на который была установлена вся композиция. И после нанесения защитно-декоративного покрытия с учетом полнейшей исторической равнозначности был произведен монтаж скульптурной композиции на место ее постоянной экспозиции в Парке искусств «Музеон», где этот памятник культуры будет продолжать напоминать всем посетителям о важности сохранения Мира на нашей планете!

  • a1
  • a2
  • a3
  • a4
  • a5
  • a6
  • a7
  • a8
  • b1
  • b2
  • b3
  • b4
  • b5
  • b6
  • b7
  • b8
  • z1
  • z2
  • z3
  • z5